Сериал, заставляющий думать — “Обитель”

Смотря этот сериал, я пытался понять, как такое было возможно? Это времена такие были или люди? А может быть ситуации выявили в людях те черты, которые есть всегда в человеке, но проявляются в определенных обстоятельствах?

Человек существо приспосабливающееся, но как правильно приспособиться, если жизнь любого заканчивается в одном месте — у стены. Чтобы ты не делал, на какой бы стороне не находился… Карусель жизней и судеб, чертовски одинаковых и преждевременно оборвавшихся: обвинен, осужден, этапирован, расстрелян.

Кратко о сериале “Обитель”

Неплохой сериал. Хотя, создатели, немного высокомерно, считают его многосерийным фильмом — кому как, но меня лично не коробит слово сериал. Многосерийный фильм “Обитель” снят без особых перегибов и основополагающие мысли отражает вполне. Некоторые эпизоды кажутся фантастичными, ну так на то это и художественное произведение, а не документальная кинохроника с четкой исторической фактурой.

Разберут по полочкам, оценят игру актеров, художественный замысел и правдивость событий специалисты. Мне же захотелось поделиться размышлениями о мистическом реализме сюжета.

Я уверен, что многие зрители увидят в этом сериале только поклеп на советскую систему, но он, как мне кажется, значительно глубже. Скорее даже не о системе, а о любви, предательстве, человеческой личности, переживаниях, рефлексии, вере в Бога и истинном смысле человеческой жизни.

Антураж безусловно важен, но в данном случае он является лишь лакмусовой бумажкой человеческого поведения и мотивации поступков, заставляющей размышлять об истинных ценностях и ставящий вопросы, а не дающий ответы.

Соловецкий лагерь особого назначения С.Л.О.Н.

Действие фильма происходит на Соловецком архипелаге, в лагере для заключенных. Жизнь там представлена без особых ужасов, но и свободным поселением его не назвать. Ужас вызывает сам факт туда попадания и абсурдное перемещение из категорий в категорию: сегодня ты чекист, а завтра заключенный. Такое быстрое (иногда мгновенное) перемещение поражает своей простотой, но в нем все же остается место определенной справедливости. Садисты и изуверы в одночасье могут попасть в барак к своей жертве и испытать на себе всю мощь репрессивной системы.

Борьба не за жизнь, а за достойную смерть

Проходя путь к неизбежному концу, надежда на избавление от необходимости выбора (которого на самом деле нет) не покидает до последних секунд. То, что судьба предрешена знают все, — люди, которых принято считать порядочными, и махровые уголовники; сотрудники лагерей и осужденные. Все будут похоронены в общей могиле, а кому повезет в отдельной…

Но как ты закончишь свой жизненный путь важнее. Попытка не изменять себе и своим принципам остается лишь попыткой. Даже предательство своих идеалов и соседей по бараку не дает никаких гарантий от неизбежного ухода в вечность: “Ты вот всех своих дружков сдал, значит и нас можешь”.

Система сопротивляется самой себе. Вчерашний начальник лагеря будет расстрелян, хотя делал вроде всё правильно, по законам того времени. Все подчиненные, друзья и любовницы — осуждены, а некоторые расстреляны. И законы вроде не менялись, просто слишком хорошо служили стране, не видя за кровью расстрелянных себя — униженных, избитых, запуганных и теперь уже бесполезных для страны “шакалов”. Растерянно и удивленно вопрошающие:

“Я в Красной Армии с первого дня, это ошибка, так не может быть”, — восклицает ЗК, еще вчера бывший в стане жестких чекистов.

Ошибка, как способ уравнивания людей и сведения человеческой жизни в функцию. В попытке сделать весь мир счастливым и справедливым, забывается, что мир становится лучше только тогда, когда каждый по отдельности счастлив, спокоен и умиротворен. Казалось бы, искренне поверил в идеалы молодой Советской Республики, но не предусмотрел, что именно это может стать серьезным поводом для попадания в общую могилу.

И даже в последние секунды искалеченной жизни не приходит никакого понимания: правильно ты все сделал или нет; лишаешься жизни за правое дело или стал очередной жертвой пожирающего всё вокруг Левиафана.

Еще вчера перетасовывал жизни, как колоду карт — этого отпустить по УДО, этого расстрелять. Представлялся сам себе властителем чужих жизней и судеб, а теперь тебя разменяли, как грязную трехрублевку по рублю: жизнь — богу, судьбу — потомкам, тело — земле. Разрешили оставить только самосознание, да и оно ушло в иной мир вместе с последним смертельным выдохом.

— Можно последнее желание?

— Да!

— (раздумье)… У меня нет последнего желания!

Выстрел…

02 августа 2021 г.

Комментарии:

Поделиться:



17